МБДОУ «Детский сад села Архангельское Шебекинского района Белгородской области»

Адрес: Белгородская область, Шебекинский район, с. Архангельское., ул. Ушакова
Телефон: 8(47248)73-0-11
Эл. почта: t_puzanova@bk.ru

МБДОУ «Детский сад села Архангельское Шебекинского района Белгородской области»

Белгородская область, Шебекинский район, с. Архангельское., ул. Ушакова

Телефон

8(47248)73-0-11

Эл. почта t_puzanova@bk.ru

Растим детей
Электронная очередь в детский сад
платформа Другое Дело
«Современная школа»
Уважаемые родители! В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» специально для Вас на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области» создана Служба оказания услуг психолого – педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Подробную информацию о деятельности консультационной Службы можно узнать, пройдя по ссылке
Решаем вместе
277798

Физического воспитания в семье.

17 января 2024 г.

Организация физического воспитания в семье.

Организация утренней зарядки. Каждый день должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь день. Гигиеническая гимнастика приносит пользу лишь тогда, когда ею занимаются систематически и она становится привычкой, потребностью.

При подборе упражнений должны быть предусмотрены: воздействие на группы мышц и суставы; определенная последовательность и очередность работы различных частей тела, создающая лучшие условия для повышения эффективности мышечных усилий; постепенное увеличение интенсивности (нагрузки), а также постепенное, с учетом возраста, нарастание сложности упражнений.

 

Виды занятий с детьми.

Самый распространенный и легкий способ организации двигательной деятельности ребенка - подвижные игры. Они не требуют от родителей особой подготовки и очень любимы детьми. Проводя подвижные игры, можно решать различные задачи: укрепления и развития организма дошкольников, укрепления взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, сплочения семьи.

Общеразвивающие упражнения. В физическом воспитании детей используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазанье, подвижные игры), спортивные упражнения.

Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами, - изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка, вдохновляют его фантазию и вызывают у него положительные эмоции. Движения для детей 3-4 лет в большинстве случаев носят имитационный характер, например, «похлопай в ладоши», «бей в барабан», «вырасти большим», «сорви яблоко», «полетай, как бабочка», «достань носки ног», «ванька-встанька», «кошка сердится», «цапля», «воробушек», «самолет». Упражнения должны быть интересными, в них следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения, например, «птичка», «кошка», «паровоз». При этом нужно помнить, что координация движений у детей младшего дошкольного возраста еще несовершенна, поэтому не следует добиваться, чтобы они абсолютно правильно выполняли упражнения. При выборе упражнений всегда следует помнить о наиболее, рациональном сочетании дыхания с движением, особенно на начальном этапе занятий. Лучше всего гимнастические упражнения сопровождать звуками или словами, соответствующими типу упражнения. Слова и звуки ребенок должен произносить в момент, когда надо сделать выдох, то есть, когда суживается грудная клетка.

Исключительно важное значение имеет для детей дозировка упражнений, так как они быстро устают и могут потерять интерес к физическим упражнениям, поэтому количество повторений движений обычно колеблется от 2-3 до 5-6, в зависимости от возраста. После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы для отдыха, облекая их, как и упражнения, в интересную форму. Можно предлагать детям сесть или лечь, говоря: «Собачка села отдохнуть», «Мишка лег спать» и т.д.

В более старшем дошкольном возрасте основная задача физических упражнений - совершенствование у детей естественных движений: ходьба, бег, прыжки, метание, движения на равновесие. Упражнения для детей 5-6 лет уже имеют более сложный характер: «потряси яблоню», «попили дрова», «полетай, как птица», «конькобежец», «лыжник», «лягушка» и др.

Подбирать упражнения нужно таким образом, чтобы при их выполнении были задействованы все мышечные группы в определенной последовательности: развитие и укрепление мышц плечевого пояса, мышц брюшного пресса и ног, мышц спины и гибкости позвоночника.

Физкультурные занятия по содержанию состоят из общеразвивающих упражнений, основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), подвижных игр, которые подбираются в соответствии с возрастом. При этом, каждое занятие независимо от возраста проводят по следующей схеме.

  • Ходьба и бег с различными заданиями (изменение направления по заданию, по начерченной линии, шнуру и т.д.), продолжительность от 2 до 4 мин.
  • Общеразвивающие упражнения типа зарядки - до 6 мин.
  • Повторение и обучение упражнениям, которые относятся к основным движениям; на каждом занятии можно осваивать 2-4 упражнения с учетом возраста и новых видов движений. Одно из них принимается за ведущее, то есть требующее особого внимания, остальные подбирают из тех, которые детям уже знакомы. Затраты времени на обучение основным движениям не должны превышать 10-15 мин у четырехлетних и 20-25 - у семилетних детей.
  • Подвижные игры - 5-10 мин.
  • Упражнения с постепенным замедлением темпа, медленная ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление - 2-4 мин. Общая продолжительность занятий от 20-25 до 45-50 мин.

Занятия могут включать различные подвижные игры, но последовательность и характер двигательного материала должны даваться по этой же схеме.

Большое значение имеет музыкальное сопровождение. Музыка придает им эмоциональную окраску, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение.

Лучшее время для физических упражнений с детьми - дневное, через 1-2 часа после завтрака или сразу же после дневного сна. Если родители находят время для занятий с ребенком только вечером, то это надо делать не позднее чем за 1-2 часа до укладывания ребенка в постель.

Туризм и семейные походы. Прекрасной формой организации физического воспитания детей в семье являются прогулки на свежем воздухе, на природе. Длительность прогулок зависит от возраста детей и колеблется от 30 до 60 мин в один конец.

При проведении с детьми пешеходных прогулок и экскурсий в теплое время года следует руководствоваться следующими рекомендациями. Рельеф местности, по которому проходит маршрут, и природные условия стоянок выбирать такими, чтобы было удобно проводить с детьми намеченные упражнения и игры. Средние и большие привалы лучше устраивать у опушек леса или рощи, недалеко от реки, озера, мест, пригодных для купания.

Перед тем как выходить на экскурсию, надо рассчитать время так, чтобы первая половина пути была пройдена до наступления наиболее жаркого времени дня (12-13 час). В пути полезно проводить с ребятами упражнения и игры, которые развивали бы у них способность передвигаться экономным шагом, ловко преодолевать встречающиеся на пути препятствия, ориентироваться на местности. Не сдерживать лишний раз желание детей перепрыгнуть через небольшой ров, преодолеть прыжком поваленное дерево, спрыгнуть с гребня песчаного оврага и т.д.

В условиях пересеченной местности есть много возможностей для разнообразных упражнений в метаниях. Сосновые и еловые шишки, палочки, прутики, камешки - отличные метательные снаряды. Их всегда можно найти под рукой. Задания по выполнению различных метаний лучше предлагать детям с установкой на соревнование: кто точнее, дальше бросит метательный снаряд. Это заинтересует их.

Делайте упражнения, развивающие наблюдательность. Покажите веточку и предложите внимательно осмотреть ее в течение 30 с. Затем спрячьте ее. Дети должны правильно ответить на ваши вопросы: сколько на ветке сучков, сколько из них сломанных и т.п. Упражнения на развитие наблюдательности можно предлагать и во время передвижения. Например, пусть малыш постарается как можно правильнее и быстрее ответить на разнообразные вопросы, касающиеся находящихся на данном участке пути объектов или происходящих на нем событий. Сколько труб на крыше дома? Кто идет вдали - мужчина или женщина? Если на прогулке встретился прохожий, то через некоторое время спросите, что он нес в руках, какая у него была обувь.

Благотворное влияние оказывает на организм человека плавание. Во время плавания тело человека расположено горизонтально, благодаря чему позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Необходимо как можно раньше научить ребенка держаться на воде и плавать. В домашних условиях можно начинать уже с двух-, трехнедельного возраста. Нахождение в воде должно доставлять малышу положительные эмоции, с ним надо разговаривать ласково, спокойно, поощрять его действия: «Хорошо, молодец, плыви, плыви, двигай ручками и ножками».

Лыжные прогулки. В зимнее время года оздоровительным средством служат лыжные прогулки, доступные детям с 3-летнего возраста. Лыжи и палки подбираются по росту ребенка: в возрасте 3-5 лет длина лыж может превышать рост на 5-7 см, тогда как детям в возрасте 6 лет и старше подбираются лыжи, достающие до ладони его вытянутой вверх руки. Лыжные палки - немного ниже плеч.

Самое главное и одновременно трудное - заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной поверхности, потом по наклонной. Первые упражнения на снегу проводятся без палок и начинаются с обучения падению не вперед или назад, а на бок с разведением рук в стороны.

Вначале обучают обычному способу ходьбы на лыжах - передвижение по прямой ступающим шагом с постепенным переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед. Затем ребенка обучают развороту на месте.

При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню, идущую под небольшим уклоном. Лишь после этого ребенку дают палки, и он постепенно обучается попеременному двухшажному ходу, когда движения рук и ног чередуются, как при ходьбе.

Дети младшего школьного и старшего дошкольного возраста могут также обучаться преодолению некрутых подъемов (сначала «лесенкой», потом «елочкой») и небольших спусков.

Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двух-опорного скольжения, что благотворно сказывается на укреплении свода стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.

Бег - одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки.

Бег - естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Велико значение бега для воспитания выносливости.

Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей: для ослабленных детей бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше.

Дети 5-6 лет любят соревноваться в беге. Задания для детей следует разнообразить, например, посредством проведения игр.

Повышению интереса детей к бегу способствуют более сложные задания, например, остановиться, сменить направление бега, пробежать змейкой между предметами. Старшие дети хорошо воспринимают объяснения, указания, могут самостоятельно заметить ошибки. Взрослый направляет внимание ребят на тех, кто может служить примером: бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега, нога ставится на переднюю часть стопы, руки помогают сохранять равновесие.

Если бег проводится без игровой ситуации, то в этом случае следует выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично, шаги недлинные, движения рук расслабленные.

По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Тренировки в беге желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.


 

В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье. Семья, являясь ячейкой общества, имеет поистине неисчерпаемые возможности: в семье дети получают первые в своей жизни уроки, учатся общению, учатся различать добро и зло; семья влияет на формирование характера, нравственности, гражданственности.

Роль семьи бесспорна и в физическом развитии детей, т.к. именно в семье закладываются физические качества людей, основы их здоровья. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др.

В заключении надо отметить, что в таком важном деле, как физическое воспитание подрастающего поколения, нет и не может быть мелочей. Важно помнить, что только комплексное осуществление всех форм физического воспитания может в полном объеме решить поставленные задачи.