Разучивание русской народной песни «Тень-тень-потетень»
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель с пальчиковой игрушкой лисы: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг).
- Ребята, лисичка приглашает совершить путешествие по сказкам, но на чем мы отправимся? (предложения детей, выбираем автобус). Прошу спокойно занять места, без шума и суеты.
Под фонограмму песни «Мы едем, едем, едем…», путешествие начинается.
Первая остановка «Подумаем вместе»
- Ребята, а какие русские народные сказки с участием лисы вы знаете? («Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин».)
- А какой в сказках бывает лиса? ( честной или нечестной (обманщицей), доброй или злой, умной или глупой, хитрой или простодушно). Вместе с детьми делаем вывод, что лиса в сказках чаще всего бывает хитрой и всех обманывает.
Воспитатель. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например: лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, Кумушка Лиса. Лисичка предлагает поиграть: я буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное»:
Мишка (косолапый),
Петушок (золотой гребешок),
Кощей (бессмертный),
зайчишка (трусишка),
волчок (серый бочок),
избушка (на курьих ножках),
травушка (муравушка)…
Воспитатель. Вы хорошо справились с первым заданием, поехали дальше (звучит р. н. мелодия «Калинка»)
А вот и следующая остановка. Какую музыку вы только что слышали? (Ответы детей.) Правильно, песню «Калинка». Вот о русских народных песнях мы и поговорим, а остановка называется «Песенная».
Вторая остановка «Песенная»
Всегда русский народ любил песни, веселые и грустные, они помогают работать и отдыхать.
Песню можно не только спеть, но и сыграть. Вам знакома народная песня «Тень, тень, потетень»? Давайте ее вспомним. Эту песенку дети разыгрывают, как маленький спектакль (воспитатель одевает детям маски: лисы, зайца, ежа-2, медведя), затем включает запись песни «Тень, тень, потетень». Все дети поют параллельно с записью, а «дети-герои» отвечают диалогом и имитируют движения зверей.
- Молодцы! (воспитатель благодарит их за хорошее исполнение ролей.)
А теперь давайте попрощаемся с остановкой «Песенная» и отправимся дальше.
Звучит тихая музыка, дети хором произносят текст с движениями «Автобус».
«Автобус»
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим (покачиваемся)
И из окошечка глядим
Всё глядим! (смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны)
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот («скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони)
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт? (пожимаем плечами)
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!( выполняем круговые движения руками впереди от себя)
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик! (качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»)
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип! («крутим руль» и бибикаем)
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот! (подпрыгиваем)
Остановка «Реши проблему»
Следующее задание: я читаю отрывок, а вы должны решить что делать? (решение проблемных ситуаций)
«Помоги Золушке»
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатывать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
«Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапочка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку ко дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапочек. Но что ей с ними делать?
Воспитатель. Вы очень хорошо справились и с этим заданием, нам пора дальше (звучит музыка П. И. Чайковского из балета «Спящая красавица»). Впереди у нас остановка «Прояви смекалку». Мы с вами во время путешествия вспомнили очень много сказок. А сейчас вы сами будем пересказывать сказку. Сказка начинается: «Испекла старуха колобок»…
После этого предлагаю детям провести коллективный пересказ сказки «Колобок». (При пересказе каждый ребенок говорит по 1-2 предложения, жестом показываю детям, чья очередь).
Воспитатель. Вы замечательно справились со всеми заданиями, которые для вас подготовила лисичка, но ей пора возвращаться назад в сказку, а нам в детский сад. Лисичка опрашивает детей, что им больше всего понравилось и запомнилось. (Дети прощаются с лисичкой и садятся в автобус. Под фонограмму песни «Мы едем, едем, едем…» путешествие завершается).
Русская народная песня «Тень, тень, потетень»
Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса».
Похвалялся зайка:
«Поди, догоняй-ка».
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши».
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь».