Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию «Мои друзья» (средняя группа)
Воспитатель Колесникова С.М.
Тема: «Мои друзья»
Цель: формировать умение и желание ценить дружбу.
Задачи: Образовательные: Закрепить понятия «друзья». Формировать умения понимать значение слов «знакомые», «друзья»; ценить дружбу, беречь её. Развивающие: Развивать связную речь, умение рассуждать Воспитательные: Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным).
Ход НОД. I. Организационная часть. (Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг,
Я- твой друг
И ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Сообщение темы
В: Ребята, послушайте, пожалуйста, песню и скажите, о чем мы сегодня с вами будем говорить. (воспитатель включает песню о дружбе) «Дружба крепкая не сломается Не расклеится от дождей и вьюг Друг в беде не бросит Лишнего не спросит Вот что значит настоящий верный друг»
В: Ребята, о чем эта песня?
Д: о дружбе, о друге.
В: Что такое дружба?
Д: когда дети играют вместе, делятся игрушками, не обижают друг друга. Другу можно доверить тайну, можно поделиться секретом.
В: А у нас дети в группе умеют дружить?
Д: Да
. В: Назовите каждый своего самого лучшего друга, расскажите какой он. (Дети рассказывают)
В: Ребята, а бывает так, что друзья ссорятся?
Д: Да бывает.
В: Кому нравится ссориться с друзьями? Что надо делать, чтобы не ссориться.
Д: Делиться игрушками, не драться, не жаловаться, не обижаться, уметь прощать)
Физминутка Дети садятся, воспитатель предлагает детям карточки с иллюстрациями следующих ситуаций: - Дети играют на песке, а мальчики кинули мяч. - Дети дружно готовятся к празднику. - Мальчик катается на самокате, остальные грустно смотрят. - Мальчики дерутся из – за лошадки - Дети играют в комнате.
В: Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья? (дети отвечают и обосновывают свой ответ)
В: А сейчас послушайте рассказ К. Ушинского «Вместе грустно, а врозь скучно» -Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но вскоре им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?
В: А вы, ребята, догадались, отчего стало скучно детям?
Д: Оттого, что они не стали делиться игрушками, не играли вместе.
В: правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным.
В: Ребята, а если у кого- то нет друга, можно его найти? (ответы детей)
В: Послушайте, что говорит русский народ о дружбе
- Нет друга – ищи, а нашел береги!
- Настоящий друг познается в беде
. - В настоящей дружбе так: сам погибай, а товарища выручай.
В: А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем, а заодно и узнаем хорошо ли вы знаете своих друзей.
Игра «Узнай друга по голосу»
В: ребята, а только ли люди могут быть друзьями? А кто еще? (собака, кошка, растения)
В: Приведите пример из книг о дружбе человека и животного. (Матроскин, Шарик и дядя Федор. Иван – царевич и Серый волк, Конек горбунок и Иванушка – дурачок и др)
В: Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья – животные?(дети называют)
В: можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно сделать, чтобы цветы стали нашими друзьями?
Д: ухаживать за цветами, поливать, рыхлить.
В: А что нужно делать. Чтобы целый лес стал твоим другом?
Д: оберегать лес, охранять, не мусорить, не ломать деревья, не рвать много цветов
. В: От такой дружбы будет хорошо и нам и окружающим, и природе. Получается, что можно дружить со всеми. Лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните друг другу руки, улыбнитесь и постарайтесь никогда не ссориться. (Звучит песня о дружбе.)